Литературные гнезда России: Ясная Поляна

23 июня в Ясной Поляне прошло совместное заседание Комиссии по вопросам развития культуры Общественного совета ЦФО и секретариат Союза писателей России. Темой обусждения стала программа "Литературные гнезда России". Участники круглого стола подробно говорили о судьбе литературных музеев в России в целом и Центральном федеральном округе в частности.

Обширный доклад сделал директор литературного музея "Ясная Поляна" Владимир Ильич Толстой: он говорил о необходимости четкого законодательства в отношении литературных музеев. В сущности, никакого конкретного законодательства сегодня нет, большинство директоров музеев в буквальном смысле "ходят по краю" закона, доходит даже до заведения административных, а то и уголовных дел (в качестве примера приводилось майское заведение уголовного дела на директора музея-заповедника А.С.Пушкина "Михайловское" Георгия Василевича). Нет никакого централизованного и оговоренного законом финансирования, и поэтому музеи выживают как могут, что в наше непростое время дается очень нелегко.

Проблемы, отметил он, не только в финансовой и законодательной сфере: общее состояние культуры сейчас таково, что литературные музеи могут и должны стать очагом культурного возрождения, в особенности на это должны быть направлены программы по воспитанию молодежи. Отдельно В.И.Толстой подчеркнул необходимость совместной работы музейщиков и Русской Православной Церкви: "Искусственно подогреваются и создаются противоречия между музеями и РПЦ, чаще всего на почве территориальных претензий друг к другу, что с удовольствием используется местной властью. Так не может и не должно быть, и Церковь, и музеи служат одному делу".

Председатель Комиссии по вопросам развития культуры и Союза писателей России Валерий Ганичев огласил свой доклад, посвященный проблемам литературных музеев и программе Общественного совета Центрального федерального округа "Литературные гнезда России". 25 июня этот доклад будет представлен на Президиуме Общественного совета. Комиссия по вопросам развития культуры единогласно одобрила решения из этого доклада (с которыми можно ознакомиться на нашем сайте).

В дискуссии принимали участие И.Т.Янин, А.Г.Лысенко, В.В.Дворцов, С.И.Котькало, М.В.Ганичева, А.М.Пентковский, Ю.М.Лощиц, М.Гусева, А.Велегоненко. Каждый участник подробно выступил - заседание длилось около пяти часов! Живая дискуссия, принятые решения позволяют надеяться на то, что программа "Литературные гнезда России" силами Общественного совета ЦФО и Союза писателей России будет проведена в жизнь.

http://clt.oscfo.ru/news/42.html


Литературные музеи: проблемы, задачи, преобразования

Доклад В.Н.Ганичева на заседании Президиума Общественного совета Центрального федерального округа

Центральный федеральный округ России – это ядро, сформировавшее русскую литературу. Как сказал академик Скатов, «Кто угодно, в каком угодно месте. Пушкин мог родиться только в Москве». Только на Рязанщине мог появиться Есенин. Только на Орловщине, где умели слышать Слово, могли творить Фет, Тургенев, Есенин, Бунин. Только в Ясной поляне мог жить Лев Толстой. Однако чтобы сохранить это средоточие литературных памятников, а главное – необходимый дух этих мест, необходимо предпринять ряд необходимых усилий. Неоценимую поддержку общественным начинаниям могут и должны оказать региональные администрации, органы культуры, писательские организации Центрального федерального округа.

Особое внимание следовало бы уделить проблеме литературных музеев. Именно они (впрочем, как и исторические, краеведческие) являются подлинными очагами духовного, патриотического, культурного воспитания.

Связывая жизнь писателя, его творчество со всей культурной, литературной жизнью страны, развивая и углубляя у молодых людей знание русского языка, отечественной истории, ибо в художественных образах писателей они превращаются в легкозапоминаемые и усвояемые истины на всю жизнь.

Да и просто воспитывает культурного, интеллигентного человека. В настоящее время в ЦФО по предварительным данным, имеется около сотни музеев, являющихся государственными, муниципальными, любительскими, школьными, домашними. У всех у них разное состояние, положение, настоящее и будущее.

Если говорить о регионах, то можно отметить несколько из них, особенно известных именно своими литературными музеями.

Тверь – пример достойного отношения местной власти к славе своей земли. Тверской государственный объединённый историко-архитектурный и литературный музей имеет филиалы: музей М.Е. Салтыкова-Щедрина в Твери, музеи А.С.Пушкина в Торжке и в Берново, в Бежецке музей В.Я. Шишкова и музей А. Ахматовой, Музей Спиридона Дрожжина на станции Завидово.

Ясно, что Тула тоже знаменита на весь мир Государственным мемориальным и природным заповедником «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» в Щекинском р-н. Кроме того "Тульский областной историко-архитектурный и литературный музей" имеет и Филиал Дом-музей В.В.Вересаева. Все знают и музейный комплекс Никольско-Вяземское. Отдельно хотелось бы отметить не самые известные, но крайне содержательные музеи-усадьбы А.Т. Болотова в бывшем селе Дворяниново и Богородицке.

Воронежский областной литературный музей им. И.С. Никитина тоже имеет отделения - Дом-музей Кольцова, Дом-музей Веневитинова.

Самостоятельные Литературные музеи федерального уровня существуют в Костроме, в Орле - Государственный объединенный литературный музей И.С. Тургенева, в Смоленске – Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник «Хмелита», родовое имение Грибоедовых.

В Ярославле кроме Государственного литературно-мемориального музея-заповедника Н.А. Некрасова «Карабиха», есть и некоммерческое учреждение Музей «Литературная жизнь Ярославского края».

В Костроме также существует собственный Литературный музей.

Как правило, литературные музеи являются филиалами или отделениями областных общекраеведческих, как например, в Белгороде. Так ГУК «Калужский областной краеведческий музей» имеет филиалы, даже более известные, чем он сам – Усадьба «Полотняный Завод», Тарусский музей семьи Цветаевых, Козельский краеведческий музей с отделом "Оптина пустынь", где есть экспозиции посвященные Н.В. Гоголю, Л.Н. Толстому, Ф.М. Достоевскому.

В Иваново так же знамениты районные музеи: Литературно-краеведческий музей Константина Бальмонта в г. Шуя, музей семьи Цветаевых в Ново-Талице, Дом-музей Д.А. Фурманова в Фурманове. Однако в самом Иваново громко звучащий Литературный музей «Писатели ивановского края» – всего лишь комната при кафедре филологии ИвГУ.

В Курской области, при том, что край гордится именами Фета, Е. Носова, К. Воробьева, А. Гайдара, в самом городе при областном Краеведческом музее с 1991 года существует только Литературный отдел. Цитата из местной прессы: «Разговор о том, что Курск наконец обретет свой литературный музей, возникает с завидной периодичностью. 2 года назад был повод – краеведческий музей отмечал столетие, когда ему торжественно вручили ключи от здания на улице Дзержинского – под литмузей. На том все и завершилось». В укор своему областному центру, в городке Льгове есть и Льговский литературно-мемориальный музей А.П. Гайдара, и литературно-мемориальный музей Н.Н. Асеева.

Точно та же картина в Липецке. В г. Ельце существует Литературно-мемориальный музей И. А. Бунина, есть Музей Л.Н.Толстого на станции «Лев Толстой» (Астапово). Лебедянский краеведческий музей хранит материалы о пребывании в городе И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, М.Пришвина, А.Белого. Но, опять же, в областном центре в системе экспозиций Липецкого областного краеведческого музея не так давно появился лишь литературный отдел.

В Смоленске, кроме знаменитой усадьбы Грибоедовых, открыты Музей-квартира А.Т. Твардовского и его же Музей-усадьба в Починковском районе; в п. Всходы функционирует Мемориальный музей М.В. Исаковского.

Нужно понимать, что музейное дело, как ничто иное зависимо от «человеческого фактора». Музейные работники – собиратели и хранители – тихие герои, подвижники, чей труд необходимо отмечать. Как достойный пример для подражания – частный Вяземский литературный музей С.А. Есенина, созданный П.Н. Пропаловым, более 50 лет собиравшим свою коллекцию. Специфика же литературных музеев является в том, что они более чем какие-либо другие нуждаются в соответствии современным условиям.

Литературные музеи должны быть не просто сборищем экспонатов, куда водят экскурсии нерадивых школьников по обязанности. Нет, именно литературные музеи должны стать центром живого слова, неустанно внедрять элементы интерактивности.

В первую очередь этому должны способствовать общественные организации. Литературные музеи более всего подходят на роль базы под научные конференции и исследования, особенно с участием молодежи. Можно и нужно организовывать литературные чтения и кружки, театральные студии, краеведческие походы. Нужны не просто экскурсии для школьников, надо делать их активными. Уборка территории, помощь в хозяйстве или на стройке – прямое участие в сохранении памяти. В свое время – в 70-е и 80-е годы, страна была широко охвачена движением охраны (и восстановления!) памятников истории и культуры. Тогда прежде всего это были храмы и духовные сооружения. Сейчас необходимо организовать условия для такого движения на базе литературных музеев.

Общественные организации должны контактировать и с органами региональной администрации. Именно совместная работа музейщиков, администрации и общественных организаций может дать необходимый результат – возрождение литературных музеев и расширение их сферы деятельности.

Нельзя сказать, что для восстановления и расширения литературных музеев ничего не делается, но иногда развитие идет несколько не в том направлении. Как пример: в Тамбове потихоньку идёт восстановление имения Мары в с. Софьинка, где ежегодно проводятся праздники — дни поэзии Е.А.Боратынского. «Тамбов литературный» связан с А.С. Пушкиным и М.Ю. Лермонтовым, с С. С-Ценским, но более всего – с Державиным. Гаврила Романович кроме своих известных литературных достижений был тамбовским губернатором. Так много сделавший для города в частности и России в целом человек, не имеет в нём ни музея, ни даже памятника, зато недавно в том же городе открыт Музей Тамбовского волка. К сожалению, практика установления памятников по частной инициативе стала какой-то неудержимо повсеместной. Почему на фоне разрушающихся мемориалов и музеев власть потакает увековечиванию богатыми поклонниками любимых ими бардов и конферансье?

Даже в материально благополучной Московской области имеют место недоработки – в Мураново, под Софрино, существует великолепный музей-усадьба Тютчева, а всего в тридцати км усадьба Майкова не имеет государственной защиты. В неплохо сохранившемся до наших дней господском доме и флигеле когда-то была школа, потом общежитие дальнобойщиков. Последние несколько лет помещения пустуют, ускоренно разрушаясь.

Образцом организации комплексного подхода к укреплению и наполнению жизни литературных музеев могут послужить мероприятия в поместье Хомяковых с. Богучарово, Ленинского района Тульской области. Активные работы по расселению, ремонту помещений и комплектованию музейных экспозиций здесь неотрывны от концертно-выставочной и издательско-пропагандистской деятельности общественного актива. При поддержке областной администрации и епархиального управления, ревнители памяти А. С. Хомякова проводят ежегодные «Хомяковские чтения», ставшие заметным явлением в культурной жизни не только Тулы, но и всей России. Замечательно, что тут положено начало Молодёжным научно-практическим конференциям, для которых старшеклассники и студенты в течение года готовят доклады по краеведению. В рамках чтений, опять же, устраиваются фестивали духовной музыки, колокольных звонов, проводятся концерты, что помогает музею находить себе всё новых друзей и помощников. Все эти мероприятия проходят в комплексе, достаточно широко и подробно освещаются в интернете и прессе.

Постоянная комиссия по культуре Центрального федерального округа предлагает Общественному совету принять ряд решений, направленных на поддержку и развитие литературных музеев.

1. Создать карту литературных музеев силами общественных организаций ЦФО, туристических центров и Постоянной комиссии по культуре. В принципе такие карты создавались еще в советское время, но сейчас многое изменилось. Необходимо помимо сухих цифр и статистики добавить особый раздел про особые мероприятия и повседневную работу музеев.

2. Создавать новые и поддерживать старые литературные премии в Центральном федеральном округе. Составить полный список литературных премий ЦФО, ряд из них «привязать» к литературным музеям, тем самым организовав совместную работу. Особенно необходимо отметить потребность в создании специальной премии для литературных музеев – музейные работники особенно неизбалованны вниманием местных властей и центральных общественных организаций. Возможно, члены Общественного совета сочтут возможным принимать участие в награждениях и прочих мероприятиях, что придаст этим мероприятиям особый статус.

3. Провести на базе Общественного совета силами Постоянной комиссии по культуре конференцию руководителей и работников литературных музеев Центрального федерального округа.

4. Взаимодействуя с администрацией регионов, способствовать созданию литературных и творческих объединений на базе литературных музеев.

Валерий Ганичев

Вернуться на главную